Виртуальная и дополненная реальности: в чем отличие? В чем разница между виртуальной и дополненной реальностью? Объединение мобильных и офисных сотрудников в единую сеть с единым номером компании

Что такое VR и AR?

Виртуальная реальность - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальный данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ.

Cтоит сразу прояснить разницу между AR и VR:

VR блокирует реальный мир и погружает пользователя в цифровую вселенную. Если вы надеваете гарнитуру и вместо гостиной вдруг оказываетесь в гуще схватки с зомби, то это VR.

AR добавляет элементы цифрового мира в реальный. Если вы идете по улице и вдруг на тротуаре перед вами появляется покемон Дрэгонайт, то это AR.


Пример дополненной реальности: игра Pokemon GO

История AR/VR

Принято считать, что развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века. В 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных целей, и это стало первым применением технологии в реальной жизни. Но опираясь на сегодняшнюю классификацию, систему, скорее, отнесли бы к AR-технологиям.

Отцом виртуальной реальности по праву считается Мортон Хейлиг. В 1962 он запатентовал первый в мире виртуальный симулятор под названием «Сенсорама». Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Но изобретение Хейлига вызывало недоверие у инвесторов и учёному пришлось прекратить разработки.


«Сенсорама» Хейлига


Через несколько лет после Хейлига похожее устройство представил профессор Гарварда Айван Сазерленд, который вместе со студентом Бобом Спрауллом создал «Дамоклов меч» - первую систему виртуальной реальности на основе головного дисплея. Очки крепились к потолку, и через компьютер транслировалась картинка. Несмотря на столь громоздкое изобретение, технологией заинтересовались ЦРУ и НАСА.

В 80-е годы компания VPL Research разработала более современное оборудование для виртуальной реальности - очки EyePhone и перчатку DataGlove. Компанию создал Джарон Ланье - талантливый изобретатель, поступивший в университет в 13 лет. Именно он придумал термин «виртуальная реальность».

Дополненная реальность шла рука об руку с виртуальной вплоть до 1990 года, когда учёный Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». В 1992 году Льюис Розенберг разработал одну из самых ранних функционирующих систем дополненной реальности для ВВС США. Экзоскелет Розенберга позволял военным виртуально управлять машинами, находясь в удалённом центре управления. А в 1994 году Жюли Мартин создала первую дополненную реальность в театре под названием «Танцы в киберпространстве» – постановку, в которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве.

В 90-х были и другие интересные открытия, например, австралийка Джули Мартин соединила виртуальную реальность с телевидением. Тогда же начались разработки игровых платформ с использованием технологий виртуальной реальности. В 1993 году компания Sega разработала консоль Genesis.

На демонстрациях и предварительных показах, однако, всё и закончилось. Игры с Sega VR сопровождали головные боли и тошнота и устройство никогда не вышло в продажу. Высокая стоимость девайсов, скудное техническое оснащение и побочные эффекты вынудили людей на время забыть о технологиях VR и АR.



В 2000 году благодаря дополнению с технологиями AR в игре Quake появилась возможность преследовать чудовищ по настоящим улицам. Правда, играть можно было лишь вооружившись виртуальным шлемом с датчиками и камерами, что не способствовало популярности игры, но стало предпосылкой для появления известной ныне Pokemon Go.

Настоящий бум начался только в 2012 году. 1 августа 2012 года малоизвестный стартап Oculus запустил на платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на выпуск шлема виртуальной реальности. Разработчики обещали пользователям «эффект полного погружения» за счет применения дисплеев с разрешением 640 на 800 пикселей для каждого глаза.

Необходимые 250 тысяч долларов были собраны уже за первые четыре часа. Спустя три с половиной года, 6 января 2015 года, начались предпродажи первого серийного потребительского шлема виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Сказать, что релиз был ожидаемым - значит не сказать ничего. Вся первая партия шлемов была раскуплена за 14 минут.

Это стало символическим началом бума VR-технологий и взрывного роста инвестиций в эту отрасль. Именно с 2015 года технологии виртуальной реальности стали поистине новым технологическим Клондайком.

Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в мире

Хотя возможности виртуальной реальности ещё недоступны массовому потребителю, известные компании вовсю занимаются развитием этих технологий.

Владелец Universal Studios компания Comcast вложила $6,8 млн в небольшую VR-студию Felix&Paul в Монреале, которая успела поработать с Funny or Die и Белым домом.

В развитие виртуальной реальности инвестирует также издание New York Times. Уже много издание создает 360-градусные видео, которые выигрывают фестиваль « Каннские львы».


Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в России

Если по части технологий лидерами чаще всего оказываются зарубежные страны, то по части коммуникаций Россия, пожалуй, обошла иностранных коллег. В июне 2015 года в России Ассоциация дополненной и виртуальной реальности. Информации о деятельности ассоциации мало, но если у вас есть вопросы или вы хотите вступить в ассоциацию, проконсультироваться с экспертами можно на сайте .

Российский рынок виртуальной и дополненной реальностей по большей части представлен небольшими компаниями, которые делают проекты на базе зарубежных разработок (Oculus Rift, HTC Vive). Такой, например, является компания AR Production , которая появилась на рынке в 2011 году и делает проекты под разные компании – в том числе Музей дополненной реальности , буклеты с дополненной реальностью для Газпрома и виртуальную экскурсию для агрохолдинга «Кубань».

Но не все компании хотят строить бизнес, отталкиваясь от разработок западных коллег. Так, российская компания Boxglass не только снимает видео в формате 360 и разрабатывает AR/VR-приложения, но и производит собственные очки виртуальной реальности .

Ещё круче работает компания VE Group - основанная около 10 лет назад, она называет себя системным интегратором в области 3D-визуализации и систем виртуальной реальности. Помимо разработки центров виртуальных исследований и комнат VR, компания делает VR-решения для нефтегазовой отрасли, образования и строительства.

Рынок виртуальной реальности в России также хорошо представлен стартапами, крупными и не очень. Из тех, у кого точно получилось, можно выделить стартап Fibrum, который в прошлом году с немецкими ритейл-сетями Media Markt и Gravis о поставке своих шлемов виртуальной реальности. Еще один интересный проект - мотоциклетный шлем дополненной реальности LiveMap , финальная версия которого будет представлена на CES 2018.


Так выглядит VR-шлем от Fibrum


Подробнее о рынке AR/VR в России читайте в материалах Rusbase:

Инвесторы на рынке VR и AR

Как стартаперу легче всего найти средства для развития проекта? Конечно, привлечь инвестора.

BoostVC - акселератор, ориентированный на технологию блокчейн и виртуальную реальность. Последней проинвестированной Boost компанией является Vizor , основанная на Финляндии платформа для создания контента VR.

Vive X - акселератор от производителя гарнитуры VR HTC. В их последнем акселераторе участвовали стартапы, работающие во всех отраслях: от корпоративных инструментов (Snobal) до футбольного атлетического тренинга (Soccerdream).

В России объем инвестиций в AR/VR в 3,5 раза за прошлый год - с $200 млн в 2015 году до более $700 млн за 2016 год. Карта рынка с основными игроками, подготовленная ассоциацией AVRA, также доступна .

Если вы создали (или только хотите создать) VR-стартап и ищете инвесторов именно в России, то стоит обратить внимание на фонд VRTech , который основан в 2016 году и ориентирован на VR-проекты на начальной стадии из России, Америки, Европы и Азии.


Что инвесторы думают о AR/VR, читайте в материалах Rusbase:

Использование виртуальной и дополненной реальностей

Виртуальная реальность - та отрасль, в которой инфраструктура и технологии развиваются параллельно с развитием контента. Ведь если есть шлем или очки виртуальной реальности -должно быть то, что через них смотреть и делать.

Поэтому можно обозначить несколько основных направлений развития отрасли, в зависимости от контента и сферы применения:

  1. кино;
  2. трансляции и шоу;
  3. маркетинг
  4. образование;
  5. и недвижимость;
  6. и ВПК.

Предметы виртуальной реальности

К предметам VR мы относим все устройства, которые используем для погружения в виртуальный мир. Это могут быть:

    Костюм виртуальной реальности

  • Перчатки

    Комната VR

Костюм виртуальной реальности - устройство, позволяющее человеку погрузиться в мир виртуальной реальности. Это костюм, полностью изолирующий от внешнего мира, внутри которого находятся видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания кожи, вызывая иллюзию прикосновений или, например, дующего ветра.

Сейчас изготовление такого костюма нецелесообразно из-за его высокой стоимости, поэтому для частичного погружения в виртуальное пространство обычно используют шлем и перчатки виртуальной реальности.

Впрочем, вполне достоин звания костюма виртуальной реальности гаптический i То есть включающий все виды кожной рецепции, за счет работы которых строится осязательный образ костюм от американского стартапа

«Одиночество в Сети» - именно так называется самый известный роман-бестселлер Януша Вишневского про виртуальные отношения. Одноразовые знакомства, родственную душу и любовь в Интернете сегодня ищет чуть ли не каждый второй, если не первый. Кого заманивает виртуальность для построения отношений, как правильно вести беседу и может ли виртуальный роман перейти в статус реального? Поговорим сегодня на животрепещущую тему.

Любовь в Сети - что это?

Информационный и технологический прогресс принес не только огромное количество удобств и преимуществ, но и создал новые трудности. Одна из них - виртуальные отношения на расстоянии. Для многих обычная переписка с противоположным полом - не более чем очередная забава, которая пройдет сама по себе. Для других же, в частности девушек, это шанс встретить того самого. Однако чаще всего такие отношения заканчиваются разбитым сердцем и заниженной самооценкой.

Виртуальные отношения обычно проходят в переписке: люди обмениваются сообщениями в социальных сетях, на сайтах знакомств или чатах. Особо смелые потенциальные влюбленные могут общаться по "Скайпу".

Часто общение виртуальное вытесняет реальное. Человек постепенно втягивается в коммуникацию через монитор. Поэтому естественная потребность разговаривать с кем-либо отпадает сама по себе.

Виртуальная любовь и отношения: в чем разница?

Каждому из нас нужна любовь, у нас имеется врожденная потребность любить и быть любимыми. Причем эта необходимость проявляется в признании, одобрении, уважении и полном принятии. Когда человек влюблен, он счастлив, полноценен и полон сил и энергии. Поэтому, если человек не находит любви в реальной жизни, он ищет ее в Интернете.

Виртуальная любовь и виртуальные отношения - практически одинаковые понятия. Любовь в Сети - это надуманный факт, который основывается на фантазии, воображении и представлении партнера. Причем эти представления могут абсолютно не соответствовать реальному человеку. Поэтому люди часто расстраиваются при встрече с виртуальным партнером в жизни. Надуманное не совпадает с действительностью. Причем факт неоправданных ожиданий проявляется от внешности до манеры поведения и характера. К примеру, «фу, она не такая красивая, как на фотке» или «он такой неказистый оказался».

Виртуальные отношения - это общение людей, при котором они друг друга не видят, не прикасаются и не совершают никаких поступков по отношению друг к другу. Однако они условно считают себя парой. Подкрепляют свою «любовь» смайликами с поцелуйчиками, комплиментами и пожеланиями «доброго утра» и «спокойной ночи».

Виртуальная любовь - это некие игры разума. Играя в любовь, человек не видит, не слышит, не понимает, что происходит вокруг него, в реальной жизни. Причем о себе он может рассказывать сутками. Не факт, что рассказанное окажется правдой.

Очень редко виртуальные влюбленные встречаются в реальности.

И виртуальные отношения, и виртуальная любовь как быстро начинаются, так быстро и заканчиваются. Особенно после реальной встречи.

Какими бывают виртуальные отношения в Интернете?

Любовь в Интернете приносит различные эмоции. Рассмотрим основные типы отношений в Сети, которые легко определяются по факту переписки:

  1. Случайные. Два человека случайно встретились в Сети: понравились фотографии на аватарке, к примеру. Причем общение случайное может переквалифицироваться плавно в «виртуальную любовь». Общение свободное, без определенной цели, однако в скором времени человек начинает осознавать, что нашел своего человека. Например, сошлись цели по жизни, позиции, чувства. Иногда случайная встреча в Сети заканчивается не только большой любовью в реальности, но и браком.
  2. Эпистолярные. Эпистолярный жанр нельзя сказать, что устарел. Просто несколько изменил свою форму: письмо перешло в сообщения в Интернете. Раньше эпистолярный жанр называли романом в письмах. Сегодня практически ничего не поменялось. Обычно к эпистолярным отношениям прибегают женатые мужчины, женщины - реже. Причина - скучная жизнь, в частности семейная. Такая «словесная» игра обычно протекает обменом любезностей, флиртом и заканчивается. Однако в редких случаях эпистолярный роман может вплетать в себя страдания, страсть и даже клятву о вечной любви. И в одном, и во втором случаях эпистолярная любовь заканчивается после осознания бессмысленности отношений в Интернете. Причем заводить отношения в реальности нет необходимости.
  3. Душевные отношения возникают по причине поиска партнера, с которым можно поговорить по душам и выговориться. Чаты, форумы - идеальная платформа для этих целей. Такая форма любви напоминает общение в поезде. Два незнакомых человека говорят о наболевшем, а по выходу из вагона никогда друг друга больше не увидят. Так и с душевной формой отношений. До встречи в реальной жизни обычно не доходит дело.
  4. Интимные отношения завязываются в Интернете из-за сексуальной потребности человека. Причем цель - найти партнера для самоудовлетворения. В последнее время это явление стало распространенным. Люди таким образом эмоционально разбавляют свою монотонную жизнь, не прибегая к физической измене.
  5. Закономерные отношения в Интернете продиктованы одной целью: найти вторую половинку. Когда во время переписки чувствуют люди, что подходят друг к другу, то в реальности отношения продолжаются. Причем часто такие отношения заканчиваются свадьбой и счастливой семейной жизнью.

Виртуальные отношения: психология

Построение отношений между женщиной и мужчиной подразумевает под собой некие принципы. Виртуальные отношения базируются на таких основах:

  • особенность общения формируется на опыте, темпераменте, воспитании и социальном окружении;
  • в психологии базис общения между противоположным полом - равенство, которое дает право вести диалог;
  • индивидуальность каждого человека.

Почему люди знакомятся в Сети? Это явление - скорее следствие нашей современной жизни. Сейчас многие молодые люди увлечены построением карьеры и зарабатыванием денег. Они много работают. Поэтому времени для отдыха и знакомств в клубе, на вечеринках, выставках или ресторанах практически не остается. Другие люди часто комплексуют из-за своих надуманных недостатков, поэтому боятся в реальной жизни с кем-то познакомиться. Намного смелее они чувствуют себя в своей зоне комфорта: дома перед монитором.

В Интернете каждый может стать неким супергероем, успешным бизнесменом, топовой красавицей или моделью. Это те маски, которые можно примерять, причем за это тебе ничего не будет. На самом же деле такие люди в жизни оказываются трусливыми, необщительными и закомплексованными.

В чем опасность?

Построение любви в Интернете может иметь свои последствия. В первую очередь - зависимость. Люди настолько увлечены фактом переписки, что полностью погружаются в виртуальный мир. Причем без стеснения человек представляется кем угодно, рассказывает что угодно, не неся ответственности за слова.

Проблема общения в Сети связана с тем, что люди здесь находят себе друзей и любовь, скрываясь от одиночества в реальной жизни. Однако проблемы в жизни не решаются таким образом, а наоборот усугубляются. Зависимому от общения в Интернете человеку сложнее в дальнейшем контактировать с людьми. Постепенно эта привычка притупляется. Самостоятельно выпутаться из этой паутины довольно сложно. Многие прибегают к помощи психолога.

Основные проблемы общения в Интернете:

  • Самоиндентификация. Человек выбирает себе определенную роль, надевая удобную маску. При этом постепенно надуманная роль переходит в привычку. Человек теряет свою индивидуальность.
  • Зависимость. Проблемы, комплексы, неудачи - все эти составляющие приводят человека в онлайн-общение. При этом в реальной жизни они только усугубляются, а желание быть «онлайн» увеличивается. Другими словами, человек уходит, прячется от своих реальных проблем. Можно сравнить это явление с задолжником, который прячется от кредиторов из-за долгов.
  • Привычка обманывать. Да, виртуальность допускает ложь, приукрашивание своей биографии.

Постепенно ложь становится привычкой и «перекочевывает» в реальную жизнь.

Почему виртуальная любовь нравится мужчинам?

Ответ более чем конкретный: в жизни. Зачем мужчине виртуальные отношения? Многие мужчины говорят, что оттачивают практику флирта. Причем выбирают такой способ закрепления навыков преимущественно женатые мужчины.

На психологическом уровне флирт в переписке мужчины не расценивают как измену. Для них это не более чем развлечение, которое можно сравнить с любимой компьютерной игрой «Танчики».

По статистике, около 26 % всех мужчин в возрасте старше 30 выбирают виртуальные отношения. Многие из них практикуют виртуальный секс и напрочь отказываются заводить отношения в реальности.

Почему мужчины любят виртуальные отношения? Потому что нет обязательств. Брать на себя ответственность сложно. Мужчины «спасают» себя от обыденности семейной жизни. А в Интернете они надевают по очереди маски: сегодня - коварный соблазнитель, завтра - змей-искуситель. Однако, к сожалению, ни одна маска не уживается в реальности с таким «масконадевательным» мужчиной.

Психологи уверяют, что виртуальное общение мужчинам нравятся из-за загадочности. Им нравится додумывать образ девушки, наполнять ее личными ожиданиями и фантазиями. Своего рода мысленно мужчина сам делает из женщины по переписке свой идеал. Именно такой женщины ему не хватает в реальной жизни.

Однако чаще всего подобные отношения ничем не заканчиваются. Мужчине сложно соответствовать своей выбранной «маске» в реальности. Причем в жизни с девушкой встретиться тоже часто не хватает смелости.

Плюсы отношений во Всемирной паутине

Конечно, не все так плохо, как может показаться. Есть и значительные плюсы в виртуальной любви:

  • возможность общаться, не выходя из дома, в комфортных для себя условиях;
  • можно тщательно продумать ответ на сложный вопрос;
  • возможность продемонстрировать себя с лучшей стороны;
  • можно избежать конфликта;
  • не нужно выряжаться и продумывать образ для мелочей;
  • можно знакомиться с разными интересными людьми;
  • можно делиться своими проблемами.

Конечно, этот список может расширить каждый.

Минусы виртуальной любви

Не все так радужно. Есть и существенные минусы, которые с легкостью смогут затмить плюсы. Итак, минусы построения любви в Интернете:

  • боязнь встретиться и не разочароваться в реальной жизни после активной переписки;
  • появляется зависимость;
  • сложность соответствовать надуманному образу, который был показан собеседнику в переписке;
  • привязанность к человеку, а когда виртуальные отношения закончились, то появляется душевный дискомфорт и страдания.

Самый главный недостаток виртуальной любви - потеря навыка «живого» реального общения.

Правила общения в Сети

Виртуальные отношения предполагают интересное общение. Без этого никуда. Итак, чтобы наладить контакт, нужно соблюдать такие правила:

  1. Не реагируйте на банальные сообщения со смайлом или «Привет». Отвечайте на развернутые полные сообщения.
  2. Нахождение золотой середины поможет вам правильно отвечать на вопросы. К примеру, не стоит отвечать слишком кратко или очень затянуто. Можно ответить на вопрос, при этом не начинать «с пятого километра» и рассказывать детали своей биографии. В противном случае собеседнику станет скучно с вами.
  3. Навязчивость отталкивает женщину. Поэтому, мужчины, если женщина не ответила на первые два сообщения от вас, то значит - она не желает с вами общаться.
  4. Если собеседник вам очень понравился, то не стоит в первом сообщении писать о своих возникших чувствах. Это напугает. На интимные темы общаться с малознакомым собеседником не стоит, если он не инициировал обсуждение этой темы.
  5. Правильно поданные комплименты еще никому не навредили. При этом подавать комплимент нужно ненавязчиво, аккуратно, без лести.

Главное правило в виртуальном общении - будьте искренними. Такими, какие вы есть!

Банальные сообщения типа «Привет! Как дела?», «Что делаешь?» остались в прошлом. Это стало «заезженным». И вообще: почему девушка должна отвечать малознакомому парню, как у нее дела и чем она занимается?

Парень должен заинтересовать девушку с первого предложения. Итак, некоторые советы психологов:

  • Будьте игривыми, оптимистичными и юморными.
  • Не забрасывайте девушку сообщениями.
  • Проявляйте интерес к ее сфере деятельности, хобби. Она должна чувствовать, что вы заинтересованы ею.
  • Будьте инициатором общения.
  • Поддерживайте интересные темы для разговора.
  • Культурно общайтесь и не долго, чтобы она увидела уважение с вашей стороны.

Главное - уважение. Можно побыть культурно наглым. Ключевое слово - «культурным».

Нужно ли переходить из виртуального в реальный?

Все зависит от вашей моральной готовности и цели общения. Иногда лучше не переходить из виртуального мира в реальный. Однако если желание встретиться в жизни обоюдное, то почему нужно сопротивляться? Если ваши желания не оправдаются, то пусть станет уроком. Как говорится, лучше сделать что-то и пожалеть, чем не сделать и тоже пожалеть.

Не стоит возлагать большие надежды на встречу в реальности. Часто люди становятся просто хорошими друзьями. Нередко первая встреча в жизни становится и последней. Собеседник не должен соответствовать вашим ожиданиям, как и вы - его.

Виртуальные отношения - это все опыт: хороший или нет - зависит от ситуации. Однако этот опыт бесценен. Лучше встретиться в жизни с человеком, пообщаться. В таком случае вы сможете его рассмотреть. А вдруг, и правда, этот человек - тот, кого вы так долго искали?!

В последнее время появилось много новых способов взаимодействия человека с мобильной электроникой. Такие слова как «виртуальная и дополненная реальность», «интернет вещей», «блокчейн», «нейросети», а также всяческие «умные» вещи все больше входят в повседневность. Издание «Наша Нива» предлагает разобраться, что такое «виртуальная реальность» и «дополненная реальность» и в чем их кардинальное отличие.

Виртуальная (искусственная) реальность

Понятие искусственной реальности было впервые сформулировано американским компьютерным художником Майраном Крюгером (Myron Krueger) в конце 1960-х. В то время это представлялось чем-то фантастическим, и мало кто мог поверить, что через пятьдесят лет человеку удастся глубоко вжиться в новую, самостоятельно созданную, реальность.

Главной целью виртуальной реальности (VR, от англ. Virtual reality) является перенесение пользователя из реального мира в абсолютно новый, созданный с помощью соответствующих компьютерных вычислений. VR - это набор средств для перемещения и взаимодействия в виртуальном мире.

Виртуальная реальность имитирует как воздействие на человека, так и реакции на это воздействие. С помощью технических устройств она переносит человека в мир, который передается пользователю через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Широкое распространение получили относительно дешевые и компактные очки виртуальной реальности: Samsung Gear VR, Playstation VR, LG 360 VR и многие другие - с каждым годом их появляется все больше. Большинство таких очков работает при помощи вставленного в них смартфона и передачи его изображения человеку через линзы в очках.

Такие гаджеты способны воспринимать вращение головы, но не понимают телодвижений, так как для этого нужна некая внешняя камера. Поэтому все, что может пользователь, - присутствовать в виртуальной реальности, а также производить небольшие действия, управляя головой или кнопкой на самих очках, но не может делать самое интересное: перемещаться, «жить» в виртуальном мире.

Для создания «идеальной», то есть наиболее реалистичной, виртуальной реальности, используются сложные технические устройства, обеспечивающие большое число степеней свободы (наклон головы, горизонтальные и вертикальные движения головой, перемещения тела и другие).

Существует даже так называемый «виртуальный ретинальный монитор», который проецирует картинку на глаз, и человек видит новую реальность прямо перед собой. Такие технологии весьма дороги и редко выходят за пределы научных лабораторий, киностудий и подобных специализированных учреждений.

Дополненная реальность (AR, от англ. Augmented reality) - это технология, которая позволяет добавлять изображения, звук, видео и другие элементы в реальный мир с помощью компьютерных технологий, которые делают все это в режиме реального времени.

Самый известный пример использования дополненной реальности - это представление на реальном изображении траектории полета шайбы во время хоккейного матча или отслеживание положения различных игроков.

Для создания дополненной реальности можно обойтись без специальных очков или шлемов. Последние разработки позволяют воспроизводить ее с помощью обычных смартфонов и планшетов.

Самый современный пример - презентованная в июне 2017 года компанией Apple технология ARKit. Достаточно навести телефон или планшет, например, на стол, и на экране вы увидите новый мир, который существует прямо на вашем столе и вокруг него.

Дополненная реальность открывает действительно большие возможности. Например, воспользовавшись этой технологией, компания IKEA создала мобильное приложение, позволяющее оценить, как будет выглядеть тот или иной предмет интерьера в вашей комнате, взглянув на него через экран мобильного устройства. Подобным образом можно увидеть на улицах города покемонов, проводя время за популярной игрой Pokemon GO.

Коренное отличие двух описанных выше видов реальности в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.

Практическая же разница VR и AR заключается в различных уровнях сложности этих технологий. Но и у одной, и у другой, очевидно, огромный потенциал, и они могут сыграть большую роль в развитии цивилизации.

Учитывая бурный рост интереса к виртуальным развлечениям в последние годы, появилось множество названий для разных типов погружения в интерактивный мир. Виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность и расширенная реальность.

Технология настолько нова, что у большинства людей возникает неразбериха между этими видами.

Возможное появление iPhone 8 с функцией дополненной реальности и кучи других аксессуаров просто требует разъяснительного материала.

Виртуальная реальность

Наиболее популярный вид на данный момент. Главной целью VR является перенос пользователя из реального мира в абсолютно новый. VR — это набор способов для передвижения и взаимодействия в виртуальном мире. Всего существует 6 “степеней свободы” в трёхмерном мире. Они делятся на две категории:

Поворотные движения. Это рыскание, наклон и вращение. Такие движения фиксируются датчиками на голове и передаются для обработки и изменения виртуального состояния. Их можно найти в Google Daydream и Samsung Gear VR.

Движения трансформации. Для передвижения по иному миру нужны лишь команды Вверх/Вниз, Влево/Вправо, Вперёд/Назад. Обычно такие движения фиксируются внешней камерой — например, Oculus Rift Camera или системой HTC Vive Lighthouse.

Всё это означает то, что Samsung Gear VR и Google Daydream имеют всего 3 степени свободы — вы можете поворачивать голову, чтобы осмотреться, но шлем не воспримет наклон головы либо сгиб коленей. Oculus Rift и HTC Vive всё это понимают и имеют 6 степеней, что позволяет естественно взаимодействовать с виртуальным миром.

6 степеней свободы нужны для полного погружения в VR, что невозможно сделать, если вы не можете естественно двигаться и в другом мире. Многим хватает и 3 для наслаждения роликами 360 градусов в Facebook и YouTube, но разве VR создан для того, чтобы смотреть концерт, просто сидя на стуле?

Однако мобильный VR сейчас более доступный. Вам не нужно дополнительное оборудование — лишь смартфон и шлем. Но если сравнить их лоб-в-лоб, разница будет огромной.

Дополненная реальность

Эта штука намного проще. Кто-то для описания использует аббревиатуру AR (Augmented Reality), кто-то называет её “смешанной реальностью” (Mixed Reality). Википедия говорит, что это “воспринимаемая смешанная реальность, создаваемая с использованием «дополненных» реальностей”. В общем, прочитаешь и испугаешься. Дополненная реальность — это добавление звука, видео и элементов в реальный мир с помощью компьютерных вычислений, которые происходят в режиме реального времени.

AR, в отличие от VR, не отстраняет вас от реального мира, а добавляет данные прямо в него. Что-то подобное можно наблюдать в Pokémon Go или фильтрах Snapchat. Собачьи уши на вашей голове — это не трюки камеры, а первый шаг к дополненной реальности.

Будущее AR может и будет включать в себя нечто большее, чем эти уши. Например, тренировки для инженеров и астронавтов NASA. AR преобразит и повседневную жизнь. Идёте на встречу с человеком впервые? По пути посмотрите его профиль в интернете и узнайте больше. Путешествуете в новом городе? Тут же найдите о нём информацию. Потенциал неограничен. На основе дополненной реальности можно создать отдельные социальные сети: идёшь по улице в очках AR и видишь над людьми никнеймы и статусы. Подрезал кто-то на автомобиле, а ты такой статус вешаешь “КОЗЛИНА” и он это увидит, если конечно тоже будет в очках AR.

Хотя дополненная реальность и менее популярна, чем виртуальная, мы видим, что крупные компании делают упор именно на неё. Microsoft пока лидирует, но и Apple уже запатентовала свою технологию. VR больше направлен на развлечения, а AR имеет полезные функции для облегчения повседневной жизни и гораздо больший потенциал.

Поскольку прогресс не стоит на месте, мы вполне можем увидеть ещё больше “реальностей”. Например, полностью перенесенный в виртуальность реальный мир. Но это уже совсем другая история.



error: Контент защищен !!